Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9931
6912
53038
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 4 отдельный дивизион эскадренных миноносцев Отряда кораблей ВМФ СССР, принятых в Англии
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 16 июля 1944 года - 10 сентября 1944 года , расформирован
Период вхождения в действующую армию: 16.8.1944 - 10.9.1944 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация: После капитуляции Италии (8 сентября 1943 года) Советский Союз, США и Англия договорились о разделе итальянского флота. Союзники предложили в счет причитающейся СССР доли флота Италии передать во временное пользование несколько американских и английских кораблей. По договоренности советский ВМФ получал один линкор, один крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки. Англичане настаивали, чтобы прием линкора, эсминцев и подводных лодок произошел в Англии, куда и должны были прибыть советские команды.
Командование Военно-Морского Флота СССР приняло решение о формировании команд для приёма кораблей. За счет личного состава четырех флотов предписывалось срочно сформировать и отправить на Северный флот по две команды для эсминцев и по одной команде для подводных лодок. Личный состав линкора формировался из экипажей кораблей этого же класса на Черноморском и Балтийском флотах. Под личную ответственность командующих отбирались наиболее опытные офицеры, старшины и матросы. Местом сбора экипажей эсминцев был назначен Мурманск (поселок Роста). Приказом от 9 марта 1944 года был назначен штат на эсминцы, а 10 апреля им были присвоены новые, традиционные для русского флота названия. Командиром дивизиона миноносцев, который получил наименование 4 отдельный дивизион эскадренных миноносцев, был назначен капитан 1 ранга Абрамов Иван Ефимович. Это был опытный моряк, начало его боевой биографии было положено в Испании. Начальником штаба дивизиона назначили капитана 3 ранга Гордеева Алексея Никитича, который в 1941-42 годах участвовал в обороне Ленинграда в качестве командира эсминца «Стройный» Краснознаменного Балтийского флота, а в 1943 году окончил Военно-Морскую академию имени К.Е.Ворошилова. Пока экипажи кораблей формировались на флотах и прибывали к месту сбора, в Англии начала действовать комиссия по передаче кораблей под председательством контр-адмирала Харламова Н.М. В состав ее вошли инженеры-капитаны 1 ранга Брикин А.Е. и Шишаев П.П. (отвечавшие за подготовку к приему линкора), инженеры-капитаны 2 ранга Козлов П.И. (отвечавший за подготовку к приему эсминцев) и Зиновьев С.Г. (отвечавший за подготовку подводных лодок). Члены комиссии ознакомились с техническим состоянием кораблей, уточнили объемы ремонтных работ, наличие запчастей, расходных материалов и боезапаса. По настоянию комиссии было изготовлено множество таблиц и надписей на русском языке, отпечатаны комплекты чертежей. В Глазго готовились к работе краткосрочные курсы для радиометристов и гидроакустиков с преподаванием на русском языке. В помощь военно-технической комиссии в Англию была направлена группа опытных корабельных офицеров для изучения расписаний и инструкций в соответствии с нормами и традициями, принятыми на советском флоте. Среди этих офицеров был один из опытнейших штурманов Северного флота капитан-лейтенант Тейшерский Александр Болеславович (ставший позже помощником командира эсминца «Дерзкий»).
В апреле 1944 года все команды находились в пунктах сбора. Народный комиссар ВМФ адмирал Кузнецов Н.Г. 21 апреля провел в Росте смотр экипажей эсминцев.
По согласованию с союзниками, было принято решение перевезти экипажи на транспортах союзного конвоя RA-59. Посадка экипажей эсминцев на суда происходила в Мурманске. С этим же конвоем в Англию следовали вице-адмирал Г.И. Левченко (он должен был возглавить Отряд кораблей Военно-Морского Флота СССР), начальник штаба отряда контр-адмирал В.А. Фокин и начальник политотдела капитан 1 ранга Н.П. Зарембо, а также командир линкора контр-адмирал В. И. Иванов, командир дивизиона эсминцев капитан 1 ранга И.Е. Абрамов и командир дивизиона подводных лодок Герой Советского Союза капитан 1 ранга А.В. Трипольский. 28 апреля 1944 года в 14 час 40 мин из Кольского залива начали выходить транспорта и корабли охранения конвоя RA-59. В состав конвоя входили 42 транспорта, два танкера, судно-кран и сильный эскорт английских кораблей - крейсер ПВО, два эскортных авианосца, 16 эсминцев, корвет и четыре фрегата. На двадцати транспортах были размещены 2944 моряка ВМФ СССР. Для их размещения транспорты были специально оборудованы нарами, столами, камельками для отопления и спасательными средствами. Для приготовления пищи были приспособлены армейские походные кухни.
В зоне ответственности Северного флота конвой сопровождали гвардейский эсминец "Гремящий" и эсминец "Разъяренный", два тральщика типа AM и два морских охотника типа БО-2. В 21 час 25 мин в 30 милях севернее острова Кильдин тральщик Т-114 из состава североморского эскорта на дистанции 12 кабельтовых обнаружил неприятельскую подводную лодку, пытавшуюся с левых кормовых углов атаковать концевые транспорты конвоя. Тральщик вышел в атаку и сбросил на лодку четыре глубинные бомбы. Лодка резко отвернула, ушла на глубину, гидроакустический контакт с ней был утерян. Результатов атаки с тральщика не наблюдали, однако главное было достигнуто: советский тральщик отразил атаку немецкой подводной лодки. 29 апреля советские корабли закончили сопровождение конвоя и легли курсом на свою базу.
30 апреля немецкий самолет-разведчик Не-111 обнаружил конвой и, успев открытым текстом сообщить о его составе и курсе, был сбит истребителем с авианосца; пилота, спустившегося на парашюте, подняли с воды на борт английского фрегата. В тот же день немецкие подлодки предприняли атаки и на конвой. После войны из германских архив источников стало известно, что против конвоя RA-59 действовало 12 подводных лодок из групп Donner и Kepl. Около 20 час корабли эскорта обнаружили германскую подводную лодку внутри ордера конвоя; фрегаты атаковали ее глубинными бомбами, но результатов не наблюдали. В 21 час 03 мин подводная лодка U711 торпедировала транспорт "William SJeyer", на котором находились экипаж эсминца "Достойный", девятнадцать членов экипажа подводной лодки и несколько офицеров - дивизионных специалистов. В результате взрыва торпеды транспорт разломился на две части и затонул. Погибли двадцать два советских военных моряка, остальные были подобраны из воды и сняты с тонущего транспорта английскими кораблями. В 22 часа один из английских эсминцев был атакована акустической торпедой, которая взорвалась в 100 м за его кормой. 1 мая 1944 года самолет с эскортного авианосца "Fencer" обнаружил и потопил немецкую подводную лодку U277. 2 мая самолет с того же авианосца обнаружил две подводные лодки; поднятые в воздух самолеты потопили лодки U959 и U674. За время перехода конвоя эскортные корабли и самолеты 30 раз обнаруживали подводные лодки, действовавшие против конвоя.
На восьмые сутки, 7 мая 1944 года суда конвоя бросили якоря в военно-морской базе Гринок ВМС Великобритании в западной Шотландии. Из Гринока по железной дороге советские команды были в тот же день доставлены в военно-морскую базу Росайт на берегу залива Ферт-оф-Форт. Экипажи эсминцев разместили на пассажирском лайнере «Императрица России», том самом, который когда-то принадлежал России и на котором в 1920 году из Крыма бежали остатки войск Врангеля, а через три дня по железной дороге перевезли в Норт-Шилдс, маленький городок на северном берегу реки Тайн, в предместье Ньюкасла. В Норт-Шилдс советские экипажи принимали от англичан эсминцы, стоявшие в вооруженном резерве: североморцы - "Chelsea"(впоследствии "Дерзкий") и "Churchill" ("Деятельный"), тихоокеанцы - "Georgetown" ("Жесткий"), "Richmond"("Живучий"), балтийцы - "Brigton"( "Жаркий") и "Leamington" ("Жгучий"), черноморцы -"Rotsburg" ("Доблестный") и "St.Albans" ("Достойный"). Эсминцы стояли в «Альберт-доке» и «Тайн-доке». Эти корабли принадлежали к знаменитой серии эскадренных миноносцев-«гладкопалубников» типа «Town» американской постройки 1918-20 годов. В 1940 году они в числе 50 однотипных кораблей были переданы Англии. Передаваемые СССР корабли (в ВМФ СССР они относились к типу "Жаркий") имели мощное противолодочное вооружение:
24-ствольный реактивный бомбомет "Хеджехог" (перед носовой надстройкой) с дистанцией стрельбы 150-200 м, четыре бомбомета (по бортам в районе кормовой надстройки), выстреливавшие большие глубинные бомбы по траверзу корабля на дистанцию 25-50 м, два стеллажа для сбрасывания больших глубинных бомб в корме. Эсминец мог принять для постановки 48 якорных мин. Артиллерийское вооружение: 1-102 мм, 1-76 мм артиллерийские установки, 4-20 мм зенитных автомата «Эрликон», 2 - 12,7 мм пулемета "Кольт". Радиолокационное вооружение состояло из РЛС воздушного обнаружения, РЛС обнаружения надводных целей и гидролокатора типа "Скорпион А-1". Экипаж состоял из 141 человека, из них 10 офицеров.
К моменту прибытия советских команд английский экипажи уже покинули корабли, оставив для их обслуживания лишь по шестнадцать человек с двумя офицерами на каждом. Осмотр принимаемых кораблей показал, что ни один из них не может выйти в море: торпедные аппараты не разворачивались, орудия имели большой расстрел стволов, котлы на четырех эсминцах требовали смены водогрейных трубок, главные машины нуждались в перезаливке подшипников. Палубы были в запущенном состоянии, борта, надстройки, торпедные аппараты во многих местах покрыты ржавчиной. Советским экипажам необходимо было прежде всего очистить их от мусора, грязи и ржавчины. Командующий отрядом вице-адмирал Г.И. Левченко утвердил жесткий график приемки кораблей. Моряки с удвоенной энергией взялись за работу. Они трудились по 12 часов и более, вычищая из трюмов грязь, удаляя ржавчину, сдирая по 8 – 10 слоев старой краски. Их рабочий день начинался сразу же после завтрака — с 6 часов 30 минут утра. Англичане же (рабочие доков, устранявшие дефекты, сдаточная команда) работали с 9 до 18 часов с двухчасовым перерывом на обед. Освоение эсминцев двигалось медленно еще и потому, что отсутствовали многие схемы, чертежи и описания. Нередко, за неимением технической документации, приходилось с «натуры» вычерчивать схемы, делать зарисовки механизмов. В результате появились схемы паропроводов, электрооборудования, масляной системы и т. д., которые затем сводились в общую схему корабля. Так создавались общекорабельные документы, по которым и проходила учеба личного состава. Кроме того, на складах адмиралтейства не хватало запасных частей, а принимать корабли без них, учитывая техническое состояние эсминцев, было бы просто преступно. Англичане же ссылались на то, что эсминцы строились в Америке тридцать лет назад и запчасти к ним не сохранились. Советское командование предложило руководителям адмиралтейства передать в качестве запасных частей целый эсминец "Lincoln", однотипный с принимаемым. Англичане не сразу с этим согласились. И только за сутки до выхода кораблей в Кольский залив был получен положительный ответ. Моряки отряда так и называли поначалу девятый эсминец — «Запасные части». В очень сжатые сроки его надлежало привести в мало-мальски приличный вид с тем, чтобы переправить в Мурманск. Срочно была сформирована приемная команда: с каждого эсминца по восемь моряков — всего 63 человека. Это вдвое меньше штатного расписания эскадренного миноносца данного типа. Командиром «Запасных частей» был назначен флагманский штурман отряда капитан 2 ранга А.Е. Пастухов, замполитом — работник политотдела капитан 3 ранга Н.В. Матковский.
Через два месяца личный состав привел корабли в порядок, очистил и окрасил все помещения, перебрал и отрегулировал механизмы и устройства, изучил приборы, составил схемы и таблицы. Англичане были уверены, что русские прислали к ним переодетых в матросскую форму инженеров, быстро разобравшихся в англо-американской технике. Первые две недели июня для экипажей прошли в тренировках и учениях, в контрольных выходах в море. Тщательно проверялась исправность механизмов, систем и вооружения. Экипажи успешно сдали первую задачу курса боевой подготовки. Это давало им право выходить в море самостоятельно, отрабатывать более сложные задачи.
16 июля 1944 года на шести кораблях - "Дерзком", "Деятельном", "Достойном", "Жарком", "Жгучем" и "Живучем" - в присутствии посла СССР в Великобритании Ф.Т.Гусева, главы военной миссии вице-адмирала Н.М Харламова, командира отряда кораблей ВМФ СССР вице-адмирала Левченко, английского контр-адмирала Максвелла, мэра Ньюкастла и других высокопоставленых лиц, был спущен Военно-Морской флаг Великобритании и поднят Военно-Морской флаг СССР. 1 августа 1944 года советские Военно-Морские флаги были подняты на эм «Доблестный» и «Жесткий». К этому времени группа советских старшин и матросов прошла краткосрочные курсы операторов на станциях гидроакустики и радиолокации. После подъема флага экипажи эсминцев получили еще месяц на отработку учебных задач, в том числе огневых. Эсминцы перешли в Скапа-Флоу, где начались интенсивные учения: отрабатывались тактика противолодочной обороны, проводились артиллерийские и торпедные стрельбы, тренировки в приеме топлива на ходу.
16 августа 1944 года корабли получили приказ о переходе на Северный флот. В тот же день 4 отдельный дивизион эсминцев встретил в море линейный корабль "Архангельск". Вместе им предстояло догнать союзный сивой JW-59, который вышел из Лох-Ю в Шотландии еще раньше - 15 августа. 20 августа отряд советских кораблей присоединился к союзному конвою, и наиболее опасный участок маршрута они проходили вместе. За двое суток совместного следования в составе конвоя JW-59 советские эскадренные миноносцы несколько раз обнаруживали и атаковали неприятельские подводные лодки, а 22 августа эсминец "Дерзкий" потопил подводную лодку U344. 23 августа корабли отряда увеличили ход и, отделившись от конвоя, самостоятельно направились в Кольский залив, на подходе к которому отряд на следующий день был встречен лидером "Баку" и гвардейским эсминцем "Гремящий". Когда корабли вошли в Кольский залив, их встретил катер, на котором находились начальник Главного морского штаба вице-адмирал Алафузов В.А., член Военного совета Военно-Морского Флота вице-адмирал Николаев А.А. и начальник штаба Северного флота контр-адмирал Платонов В.И. Приблизившись к Отряду, катер
круто развернулся, встал в голову строя и пошел вместе с кораблями по заливу. Рано утром 24 августа 1944 года корабли стали на якорь на рейде Ваенги. Покрыв около двух тысяч миль, выдержав жестокий шторм, отразив атаки гитлеровских подводных лодок (всего за время перехода таких атак было 62), корабли благополучно прибыли на Родину. Одна немецкая подводная лодка была потоплена, трем нанесены серьезные повреждения. В тот же день, когда корабли пришли в Кольский залив, И.В. Сталин направил У. Черчиллю телеграмму: "Сегодня, 24 августа, утром благополучно прибыла из Англии в известный Вам советский порт эскадра в составе одного линкора и восьми миноносцев, переданных Советскому Союзу Великобританией". В адрес Отряда кораблей, прибывшего из Англии, пришла телеграмма Народного комиссара Военно-Морского Флота СССР Н.Г. Кузнецова: "Поздравляю весь личный состав Отряда кораблей с успешным выполнением задания по переводу кораблей на Родину. За успешное выполнение задания объявляю благодарность всему рядовому, старшинскому и офицерскому составу кораблей". За успешное выполнение правительственного задания по приемке кораблей в Англии и благополучный переход в Советский Союз многий адмиралы, офицеры, старшины и краснофлотцы были награждены орденами и медалями. Командир дивизиона капитан 1 ранга Абрамов Иваан Ефимович был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
В августе 1944 года в арктических морях усилилась активность немецких подводных лодок, имевших на вооружении РЛС, «шнорхели» и акустические торпеды. Для борьбы с ними эсминцы «Дерзкий», «Достойный», «Жаркий» и «Жесткий» 28 августа поступили в подчинение командующего Беломорской флотилией, а остальные корабли периодически привлекались к охранению конвоев.
В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 00156 и Военного совета Северного флота № 00463 1944 года, на базе Отдельного отряда кораблей ВМФ 10 сентября 1944 года была сформирована Эскадра Северного флота, 4 отдельный дивизион эскадренных миноносцев был расформирован, бывшие английские эсминцы вошли в состав 2 и 3 дивизионов эскадренных миноносцев эскадры. В сентябре 1944 года, из Англии прибыл еще один эскадренный миноносец, "Lincoln", переданный союзниками взамен запасных частей к остальным кораблям. 23 сентября 1944 года он был зачислен в состав 3 дивизиона эсминцев под старым наименованием «Линкольн», а 5 октября 1944 года получил наименование "Дружный".
Корабли эскадры в суровых арктических условиях принимали участие в проводке конвоев, большинство из которых проводились в боях с немецкими подводными лодками, эскортировали транспорты, в составе поисковых групп охотились за немецкими подводными лодками, участвовали в спасательных операциях.
Действуя в составе эскадры Северного флота, эсминцы типа "Жаркий" за период с 10 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года выполнили 85 боевых заданий. Корабли совершили 30 выходов в море для поиска германских подводных лодок, 224 выхода для проводки 70 конвоев, отконвоировав при этом 337 транспортов и ледоколов. В период проводки конвоев эскадренные миноносцы имели 74 столкновения с неприятельскими подводными лодками, при этом только одной из них удалось 22 апреля 1945 года потопить транспорт "Онега", шедший в составе конвоя ПК-9.
До 1949 года "английские" корабли продолжали находиться в составе эскадры Северного флота, на них проходила плановая боевая подготовка. Использование эсминцев типа «Жаркий» было ограниченным, ввиду их плохого технического состояния. В 1949 - 1952 годах все эскадренные миноносцы типа «Town» были возвращены ВМС Великобритании, за исключением эм "Деятельный" (бывший "Churchill"), который 16 января 1945 года был торпедирован немецкой подводной лодкой "U997" и затонул почти со всем экипажем во главе с командиром корабля капитан-лейтенантом Кравченко Константином Афанасьевичем в районе к северу от губы Рында в Баренцевом море.
По прибытии в британские порты все корабли были проданы коммерческим фирмам на слом.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Сычев Вениамин Андреевич
3.10.1914
капитан 3 ранга

Дата и время создания карточки:

2015-10-16 03:58:36
Дата и время последнего изменения: 2023-08-22 23:19:55
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.