2 авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
С августа 1941 года по 8 февраля 1943 года - как 2 АПДР; с 8 февраля 1943 года по июль 1944 года как 47 ГАПДР; с июля 1944 года - как 47 ГОРАП.
Период вхождения в действующую армию:
С августа 1941 года по май 1945 года.
Последующие переименования:
C 8 февраля 1943 года - 47 гвардейский Борисовский авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии
С июля 1944 года - 47 гвардейский отдельный разведывательный Борисовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк
Дополнительная информация:
В 1940 году, когда стране требовались авиационные командиры, способные руководить боевой деятельностью авиационных частей и соединений, на территории пос. Монино Щелковского района Московской области была создана Военно-воздушной академия командного и штурманского состава. Первым начальником академии был назначен генерал-майор авиации Померанцев.
В июне 1941 года в срочном порядке формировалась специальная разведывательная эскадрилья Главного Командования Красной Армии. Для ее укомплектования были отобраны лучшие экипажи и инженерно-технический состав из учебного полка Военно-воздушной академии, дислоцированной в Монино.
Разведэскадрилья была сформирована в начале июля того же года в составе 8 экипажей за счет состава, подготовленного для выполнения бомбардировочных задач, но не подготовленного к ведению разведки. На вооружение она первоначально получила 9 ДБ-3Ф с моторами М-87Б.
С 5 июля 1941 года эскадрилья, не получившая номера, начала выполнять боевые задания, и в тот же день понесла первую боевую потерю. Дневные полеты в тыл противника на ДБ-3Ф в условиях господства противника в воздухе были смертельно опасными.
Экипажи "монинской" эскадрильи приступили к переучиванию на более скоростной и маневренный самолет Пе-2, а технический состав - к монтажу фотооборудования на самолеты.
В начале августа 1941 года на базе "монинской" эскадрильи был развернут 2 авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии. Его вооружили самолетами Пе-2.
В начале октября 1941 года часть достигла боеготового состояния, располагая 25 экипажами и 26 исправными Пе-2. Кроме того, в разное время на вооружении полка были самолеты Ил-4, Ли-2, Пе-3, По-2, Ту-2, B-25, а также два Do-17 (или Do-215) из числа закупленных перед войной.
Работа полка велась в основном по трем основным направлениям:
- выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений;
- слежение за перевозками по железным, шоссейным и грунтовым дорогам;
- разведка и наблюдение за аэродромами противника.
По мере продвижения неприятеля к Москве, им захватывались всё более близкие по расположению к столице аэродромы, благодаря чему враг получил возможность производить бомбардировки как самой Москвы, так и всей территории Подмосковья. Соответственно гитлеровцы широко и профессионально использовали свою истребительную авиацию.
Советские лётчики, пилотировавшие в начале войны самолёты, уступавшие по основным показателям и возможностям немецким, в полной мере заслужили право быть именованными Героями и Асами своего дела, поскольку, хотя и несли оправданные потери в воздушных боях с противником, но и наносили его силам ощутимый вред, и в целом успешно выполняли боевые задания командования.
К октябрю 1942 года, за год боевых действий, 2 авиаполк выполнил 1161 вылет. Сектор, в котором выполнялось большинство заданий, имел границы: слева - Рославль, Могилев, справа - Калинин, Торопец, Новосокольники, вплоть до рубежа Невель - Витебск - Орша - Могилев. Осуществляя слежение за 82 неприятельскими аэродромами, самолеты полка 777 раз фотографировали взлетные полосы и зоны стоянок. Свыше 7 тысяч раз экипажи разведывали железнодорожные узлы, станции и крупные населенные пункты. В общей сложности было сделано 81537 фотоснимков, отснято около 212 000 кв. км площади. За все это пришлось уплатить дорогой ценой. Истребителям противника удалось сбить 16 самолетов, зенитной артиллерии - 4 машины, по неизвестным причинам не вернулись на свой аэродром еще 16 разведчиков. В результате ударов немецких штурмовиков на земле сгорели два самолета, своими истребителями и зенитной артиллерией ошибочно были сбиты две машины. В ходе боевых вылетов и на земле погибли 95 пилотов, штурманов и стрелков.
Четыре Ту-2, в том числе три в разведывательном варианте, полк получил в конце октября 1942 года. Эти машины вошли в состав 1-й эскадрильи и уже 8 декабря 1942 года состоялся их первый боевой вылет. В этот период полк в основном летал на Пе-3, которые выступали в роли скоростных разведчиков.
В ходе боев по ликвидации Демянского котла, пилоты полка ежедневно фотографировали укрепления противника.
Весной 1944 года полк получил задание сфотографировать Берлин. Экипажи летали на Ту-2С на Берлин с аэродрома, расположенного в районе Смоленска. Нужная дальность обеспечивались с помощью подвесных топливных баков. Задание было выполнено к 24 апреля 1944 года.
Весной 1945 года полк возобновил полеты над Берлином.
2 авиаполк дальней разведки был преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 64 от 08.02.1943 в 47 гвардейский авиаполк дальней разведки ГК КА, а в июле 1944 года переименован в 47 гвардейский отдельный разведывательный авиаполк. И в том же месяце за отличия в Минской операции полку присвоено почетное наименование Борисовский.
Командование авиаполка:
с июля 1941 года по 8 октября 1941 года - майор Василий Михайлович Чувило;
с 8 октября 1941 года по 9 мая 1945 года - майор, подполковник Трофим Романович Тюрин.
Историческая информация получена с сайта allaces.ru